Январь 1961 года. Пилотируемый космический корабль

12 апреля 1961 началась новая эра в истории Земли – человек полетел в космос. Первый в мире космический корабль, предназначенный для полетов в космическом пространстве, был создан советскими конструкторами - сотрудниками Особого конструкторского бюро №1, образованного в составе НИИ-88 (головного предприятия промышленного ракетостроения, занимающегося разработкой реактивных жидкостных двигателей). В январе 1961 года он был полностью построен.

Космический корабль 1

Корабль серии «Восток» разрабатывали для полетов на околоземной орбите. Руководителем и главным конструктором ОКБ №1 был Сергей Павлович Королев – советский ученый, выдающийся конструктор ракетно-космических систем. Одним из основных разработчиков корабля стал начальник сектора проектного отдела Константин Феоктистов (впоследствии космонавт). Система управления корабля была создана под руководством Бориса Чертока, заместителя Королева, система ориентации разработана Борисом Раушенбахом и Виктором Легостаевым.

«Восток-1», на котором совершил полет в космос Юрий Гагарин, представлял собой корабль-спутник, который не мог выполнять полноценных маневров на орбите (предполагалось, что управление первым полетом будет проходить в автоматическом режиме, но у космонавта была возможность включить ручное управление после вскрытия конверта с цифровым кодом).

Длина этого корабля составляла 4,3 м, диаметр (max) – 2,43 м, стартовая масса – 4 725 кг. Он был рассчитан на одного члена экипажа и полет продолжительностью до 10 суток. Конструкция включала спускаемый аппарат сферической формы и конический приборно-агрегатный отсек с аппаратурой и оборудованием основных систем корабля, а также тормозную двигательную установку.

«Восток» был оснащен системами автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной – на Землю, жизнеобеспечения, терморегулирования, радиотелеметрической аппаратурой для контроля состояния человека и систем корабля. Наблюдение за космонавтом происходило при помощи двух телекамер, установленных в кабине. Двухстороннюю радиотелефонную связь с Землей обеспечивала аппаратура, работающая в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на таком корабле совершил первый космический полет продолжительностью в 1 час 48 минут, и благополучно вернулся на Землю, доказав, что человек может преодолеть земное притяжение, выйти на околоземную орбиту, жить и работать в условиях невесомости.

На кораблях «Восток» позже летали Герман Титов («Восток-2», первый полет продолжительностью более 1 суток1961 г.), Андриян Николаев и Павел Попович (1962 г., первый групповой полет двух космических кораблей – «Восток-3» и «Восток-4»), Валерий Быковский (1963 г.; самый длительный полет на кораблях этого типа – почти 5 суток) и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963 г.).

Модификации базовой конструкции «Востоков» использовались и позднее, став основой спутников, предназначенных для военной разведки, картографии, изучения земных ресурсов и биологических исследований.

Источники: https://tass.ru, https://rus.team

Космический корабль 2

Февраль 1882 года. Электродуговая сварка

Признанным во всем мире родоначальником дуговой электросварки (а также точечной и шовной контактной сварки) считается российский инженер и изобретатель Николай Бернадос.

Николай Бенардос родился в семье с богатыми военными традициями: его дед, грек по происхождению, был одним из героев Отечественной войны 1812 года, генерал-майор; отец — участник Крымской войны 1853-1856 годов. В детские годы будущий изобретатель получил хорошее домашнее образование, любимыми его занятиями в это время было изучение ремесел, слесарное и кузнечное дело.

Электродуговая сварка_Николай Бернадос

С 1862 по 1869 год Николай Бенардос учился сначала в Киевском университете, а затем в Петровской земледельческой и лесной академии в Москве, откуда ушел в 1869 году, целиком посвятив себя изобретательской деятельности. Будучи еще студентом академии, талантливый инженер сделал и частично запатентовал в России и за границей более 100 изобретений в самых различных отраслях.

В 1880 году переехал в Санкт-Петербург и устроился в товарищество «П. Н. Яблочков-изобретатель и К°», где занимался разработкой электрооборудования и источников электрического тока; внедрял дуговое освещение в Санкт-Петербурге, Тегеране, Париже, Барселоне и др.

В 1881 году изобретатель отправился в Париж, на Международную электрическую выставку. Там он впервые продемонстрировал новый метод электросварки — с использованием электрической дуги и угольного электрода. Это изобретение получило золотую медаль и стало главным экспонатом Парижской международной электротехнической выставки.

В 1882 г. Николай Бернадос предложил миру «Способ соединения и разъединения металлов непосредственным действием электрического тока», названный им «Электрогефестом». На электродуговую сварку металлов изобретатель получил патенты в 1885 г. во Франции, Бельгии, Великобритании, Германии, Швеции, в 1886 г. в России, в 1887 г. в США и др.

Метод электродуговой сварки широко используется сегодня в различных отраслях промышленности, включая строительство, машиностроение, судостроение, авиацию и другие. С помощью этого метода можно соединять металлические конструкции различной формы и размера.

Изобретение метода электродуговой сварки преобразило промышленность всего мира. Он позволил создавать более прочные и надежные соединения между металлическими деталями, что существенно повысило качество и долговечность производимых изделий. Благодаря электродуговой сварке стало возможным создание более сложных и технологичных конструкций, что значительно расширило возможности промышленности.

Источники: https://ru.wikipedia.org, https://etu.ru, https://www.osnmedia.ru

Март 1869 года. Периодическая система химических элементов Дмитрия Менделеева

Март 1869 года стал знаковым для химиков всего мира – в этом месяце была опубликована первая версия периодической таблицы (системы) химических элементов, составленная молодым доктором наук, профессором Санкт-Петербургского университета Дмитрием Менделеевым.

Таблица_Менделеев

Таблица Менделеева — классификация химических элементов, устанавливающая зависимость различных свойств элементов от заряда их атомного ядра. Система является графическим выражением периодического закона, открытого Дмитрием Менделеевым и определяющего зависимость свойств элементов от их атомного веса.

Для поиска наиболее точного принципа построения системы Менделеев записал символы и атомные веса каждого химического элемента на отдельных карточках и раскладывал их, как пасьянс, многократно комбинировал их между собой, расставляя в ряды в зависимости схожести их свойств. Располагая в вертикальных столбцах карточки с атомными массами от низкой к более высокой, он разместил элементы со схожими свойствами в каждом горизонтальном ряду. Так сложилась стройная система.

В современном варианте системы элементы сведены в двухмерную таблицу, в которой каждый столбец (группа) определяет основные физико-химические свойства элементов, а строки представляют собой периоды, в определённой мере подобные друг другу.

«До обнародования этого закона химические элементы были просто фрагментарными, случайными фактами в Природе», - заявил Менделеев. «Закон периодичности впервые позволил нам увидеть неоткрытые элементы на расстоянии, которое раньше было недоступно для химического зрения».

При создании таблицы учёный предпринял ряд смелых шагов:

  • Во-первых, многочисленные эксперименты позволили Менделееву сделать вывод, что атомные массы некоторых элементов ранее были вычислены неправильно, и он изменил их в соответствии со своей системой. 
  • Во-вторых, в таблице были оставлены места для новых элементов, открытие которых учёный предсказал, подробно описав их свойства.  

Значение периодической системы Дмитрия Менделеева сложно переоценить, так как благодаря ей:

  • Были систематизированы знания о свойствах уже открытых химических элементов;
  • Появилась возможность прогнозирования открытия новых химических элементов;
  • Начали развиваться такие разделы физики, как физика атома и физика ядра.

К 1890 году периодическая таблица Менделеева получила всеобщее мировое признание как часть базовых химических знаний. Ее доработка и заполнение пустых ячеек идет и по сей день.

Июль 1874 года. Лампа накаливания

Ла́мпа нака́ливания — искусственный источник света, в котором свет испускает тело накала, нагреваемое электрическим током до высокой температуры. В качестве тела накала чаще всего используется спираль из тугоплавкого металла (обычно — вольфрама) либо угольная нить. Чтобы исключить окисление нагреваемого элемента при контакте с воздухом, его помещают в вакуумированную либо заполненную инертными газами или парами колбу.

Первую электрическую лампу накаливания, получившую массовое распространение благодаря своей экономичности, изобрел российский инженер-электротехник Александр Николаевич Лодыгин (1847 - 1923). Идея искусственного освещения с помощью электричества волновала умы ученых и до Лодыгина. Существовало много разных решений, но большинство опытных образцов так и остались в лабораториях, пока за работу не взялся русский изобретатель.

Лампа накаливания_Лодыгин

Лодыгин приступил к созданию лампы накаливания в начале 1870-х. Сначала он пытался использовать в качестве нити накала железную проволоку. Позднее перешёл к экспериментам с угольным стержнем. Упорная работа над изобретением дала результат – к концу 1872 года в распоряжении Лодыгина было несколько ламп накаливания.

Если железо быстро показало свою неэффективность, то работа с угольными стержнями дала положительный результат. Оказалось, что они не только дают более лучший свет, но и позволяют интегрировать большое количество источников освещения в цепь одного генератора. Последовательная работа угольных стерженьков оказалась весьма удобна, но в уличных условиях на открытом воздухе тело накала достаточно быстро перегорало.

Это навело Лодыгина на мысль выполнить лампы в виде стеклянного шарообразного сосуда, в котором были размещены два медных стержня диаметром 6 мм. К ним был прикреплен маленький стерженек диаметром 2 мм, выполненный из ретортного угля. Электричество подавалось по проводам через оправу, которая находилась над отверстием устройства.

Несмотря на то, что первые лампы Лодыгина светили всего около 40 минут, в 1872 году он подал заявку на изобретение лампы накаливания, а в 1874 году — получил патент на своё изобретение (привилегия № 1619 от 11 июля 1874) и Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. В это же время Лодыгин запатентовал своё изобретение во многих странах: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии и даже в Индии и Австралии.

Последующие усовершенствования позволили повысить долговечность ламп накаливания – из них стали удалять воздух, применять обугливаемые вещества растительного происхождения. В результате срок службы удалось увеличить до 700-1000 часов.

В 1893 году Лодыгин обратился к нити накала из тугоплавких металлов – из-за очень высокой температуры плавления таких металлов тонкие спирали (толщина нити 40- 50 микрометров) дольше не разрушались, а лампы не перегорали. Молибденовые и вольфрамовые лампы Лодыгина демонстрировались на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. В 1906 году патент на лампу с вольфрамовой нитью купила известная компания «GeneralElectricCompany», в которую позднее влилось предприятие Эдисона.

Александр Николаевич Лодыгин, создавший более совершенный образец лампы накаливания, первым превратил ее из лабораторного физического устройства в прибор практического массового применения, достояние улицы, открыл преимущества вольфрамовой проволоки как материала для тела накала, став основоположником производства более экономичных ламп накаливания. Именно его изобретение оказало определяющее влияние на работы Томаса Эдисона и Джозефа Суона, способствовавшие массовому распространению этих устройств.

Источники: https://ru.wikipedia.org/, https://elektroznatok.ru/

Август 1915 года. Противогаз на активированном угле

Противогаз на активированном угле (противогаз Зели́нского-Кумманта) — первый в мире противогаз, обладающий способностью поглощать широкую гамму боевых отравляющих веществ (БОВ), был разработан в 1915 году российским учёным-химиком Николаем Дмитриевичем Зелинским и технологом завода «Треугольник» М. И. Куммантом.

Предпосылкой его созданию послужили события Первой мировой войны (применение против русских войск ядовитого газа хлора), личный опыт Николая Зелинского в работе с вредными и опасными веществами и открытие им же высоких адсорбирующих свойств активированного угля (древесный уголь, прошедший повторный обжиг).

22 апреля 1915-го у бельгийского города Ипр немецкие войска впервые выпустили на позиции русских около 160–180 тонн хлора. В результате химической атаки 5 тысяч человек погибли, еще 15 тысяч пострадали (по некоторым данным, около половины из них остались инвалидами). Российским ученым поступило задание найти способ защитить солдат от ядовитого газа. Лучшее решение предложил руководитель профессор Николай Зелинский.

Противогаз_Зелинский

Еще до войны, занимаясь химическими исследованиями, он обратил внимание, что дважды обожженный в печи уголь лучше всего очищает спирт. Попробовав применить его для очистки воздуха от вредных веществ, Зелинский сделал вывод, что активированный уголь можно попробовать использовать в специальных фильтрах для защиты от ядовитых газов.

Первые испытания фильтров Зелинский и сотрудники его лаборатории проводили на себе: наполняли герметично закрытое помещение сернистым газом, хлором, фосгеном и заходили туда, закрыв нос платками, в которые был завернут измельченный активированный уголь. Результат превзошел ожидания: испытатели смогли пробыть в смертельно ядовитой атмосфере больше получаса, подтвердив защитные свойства активированного угля.

Решить проблему фиксации фильтра с активированным углем на голове помог решить инженер-технолог Михаил Куммант: он предложил соединить фильтр-жестяную коробку эластичной резиновой маской. Такая маска хорошо растягивалась и плотно прилегала к голове любого размера, что делало ее универсальной. Результатом «соединения» заполненной гранулированным активированным углем жестяной коробки с эластичной маской стал первый противогаз, который, по фамилиям создателей, стали называть противогазом Зелинского - Кумманта.

В 1916 году Николай Зелинский добился проведения показательных испытаний всех образцов разработанных в этот период противогазов в ставке при штабе Верховного главнокомандующего. После испытаний преимущества противогаза Зелинского — Кумманта стали очевидны: надев его, в комнате с распыленными хлором и фосгеном можно было находится почти полтора часа. Другие средства зашиты позволяли оставаться в ней лишь около пяти минут. К лету 1916 года у Антанты (блок Россия-Великобритания-Франция в годы Первой мировой войны) было уже 5 миллионов новых надежных противогазов, которые спасли не одну жизнь, и не только на полях боевых сражений.

Источник: https://snob.ru/ 

Противогаз

Декабрь 1959 года. Атомный ледокол

Атомный ледокол - надводное судно с ядерной силовой установкой. Первый в мире атомный ледокол был построен в Советском Союзе для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации. Получил название «Ленин» и был передан Министерству морского флота СССР 3 декабря 1959 года.

Атомный ледокол «Ленин» — гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, взлётно-посадочной площадкой для вертолётов ледовой разведки в кормовой части. Был оснащен ядерной паропроизводительной установкой водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, 2 автономными вспомогательными электростанциями. Управление механизмами, устройствами и системами осуществлялось дистанционно. Отличался комфортными бытовыми условиями для экипажа, что особенно ценилось во время длительного арктического плавания.

Был заложен 17 июля 1956 года на Южном стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде. Только на этапах проектирования и строительства судна было внедрено около 500 рационализаторских предложений, разработано 76 новых типов механизмов и опробовано свыше 150 новых образцов судового оборудования. В строительстве ледокола приняли участие более 500 предприятий СССР.

За тридцать лет работы в Арктике атомный ледокол «Ленин» осуществил проводку 3 741 судна, прошел 654 400 морских миль, из них 560 600 – во льдах, что по расстоянию сопоставимо с тридцатью кругосветными плаваниями по экватору.

 Основные достижения и рекорды периода эксплуатации:

  • 17 октября 1961 года – впервые коллектив и оборудование дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-10» был высажен на льдину с борта судна, а не с помощью авиации, что существенно сложнее и дороже.
  • 14 ноября – 1 декабря 1970 года – рейс по маршруту Мурманск – Дудинка –Мурманск. Цель - определить условия и перспективы проводки транспортных судов в западном районе Арктики в конце осени и начале зимы. Актуальность решения данной задачи была обусловлена развитием промышленной деятельности Норильского горно-металлургического комбината и, как следствие, стремительным ростом грузооборота.
  • 26 мая – 22 июня 1971 года – первый сверхранний высокоширотный сквозной рейс по трассе Северного морского пути из Мурманска в дальневосточный порт Певек. Так было положено начало транзитным перевозкам грузов по всей трассе Северного морского пути с обеспечением проводки транспортных судов в высоких широтах атомоходами.
  • Атомный ледокол «Ленин» стал лабораторией для проверки новых научных идей и технологий в области судовой атомной энергетики. Был накоплен уникальный опыт использования ядерной энергетической установки и подготовлены кадры для ее эксплуатации на новых судах атомного ледокольного флота.
  • Март 1976 года – рейс с дизель-электроходом «Павел Пономарев», доставившим груз для газодобытчиков на мыс Харасавэй полуострова Ямал. Положил начало зимне-весенним проводкам на полуостров Ямал, формированию уникальных транспортно-логистических схем морской доставки грузов снабжения для обеспечения разведки, обустройства и эксплуатации нефтегазовых месторождений.
  • Первым среди атомных ледоколов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации: 390 суток длился рейс в навигацию 1977-1978 годов.

В 1989 году атомный ледокол «Ленин» выведен из состава флота и установлен на вечную стоянку рядом с морским вокзалом города Мурманска как корабль-музей.

Источники: https://ru.wikipedia.org, http://www.rosatomflot.ru

Сентябрь 1937 года. Искусственное сердце

Искусственное сердце — технологическое устройство, предназначенное для поддержания достаточных для жизнедеятельности параметров движения крови по сосудам.

Пионером в разработке искусственного сердца являлся советский учёный Владимир Петрович Демихов (1916-1998 гг.)— советский и российский биолог и учёный-экспериментатор, один из основоположников трансплантологии, доктор биологических наук.

В 1934 году Владимир Демихов поступил в Московский государственный университет на физиологическое отделение биологического факультета и очень рано начал научную деятельность.

Искусственное сердце

В 1937 году, будучи студентом-третьекурсником, он сконструировал и собственными руками изготовил первое в мире искусственное сердце (пластиковый насос, приводимый в движение электродвигателем). и имплантировал его собаке на место удаленного собачьего сердца. Собака жила с этим механическим устройством вместо сердца два с половиной часа. Это стало началом новой эры в медицине.

Источник: https://ru.wikipedia.org

Ноябрь 1954 года. Квантовый микроволновой генератор

Квантовый генератор — общее название источников когерентного ЭМ-излучения, работающих на основе вынужденного излучения атомов и молекул (испускание фотонов определённой частоты возбужденными атомами, молекулами и другими квантовыми системами под действием фотонов (внешнего излучения) такой же частоты. В зависимости от того, какую длину волны излучает квантовый генератор, он может называться по-разному:

  • мазер (микроволновой диапазон);
  • лазер (оптический диапазон);
  • разер (рентгеновский диапазон);
  • газер (гамма-диапазон);
  • назер (нанометровый диапазон).

Первый квантовый микроволновой генератор (мазер) на молекулах аммиака был создан в 1954 году одновременно и независимо в Физическом институте Академии наук СССР учеными-физиками Николаем Геннадьевичем Басовым (1922-2001 гг.) и Александром Михайловичем Прохоровым (1916-2002 гг.) и в Колумбийском университете Чарлзом Таунсом с сотрудниками. К мазеру «в довесок» была создана и теория усилителя радиоизлучения. Так родилась квантовая электроника.

В 1964 году за эту работу всем троим была присуждена Нобелевская премия по физике «за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию осцилляторов и усилителей, основанных на принципе лазера — мазера».

Изначально, после изобретения, считалось, что мазер — чисто человеческое творение, однако позже астрономы обнаружили, что некоторые астрономические объекты работают как мазеры. В огромных газовых облаках, размером в миллиарды километров, возникают условия для генерации, а источником накачки (усиления) служит космическое излучение.

Мазеры используются в технике (в частности, в космической связи), в физических исследованиях, а также как квантовые генераторы стандартной частоты.

Источник: https://ru.wikipedia.org

Октябрь 1957 года. Искусственный спутник Земли

Искусственный спутник Земли — беспилотный космический летательный аппарат, вращающийся вокруг Земли по геоцентрической орбите. Первым в мире искусственным спутником Земли стал «Спу́тник-1» (кодовое название ПС-1 – «Простейший Спутник-1»)  — советский космический аппарат, запущенный на орбиту 4 октября 1957 года (во время Международного геофизического года).

Запуск был осуществлён с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там» (получившего впоследствии открытое наименование космодром «Байконур») на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7». Над созданием искусственного спутника Земли, во главе с основоположником практической космонавтики С. П. Королёвым, работали учёные М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов, М. С. Рязанский и многие другие.

ПС-1 представлял собой шар диаметром 58 см, весил 83,6 кг, был оснащен четырьмя штырьковыми антеннами длиной 2,4 и 2,9 м для передачи сигналов работающих от батареек передатчиков. Через 295 секунд после старта ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км и перигее 288 км. На 315 секунде после старта он отделился от второй ступени ракеты-носителя, и сразу его позывные услышал весь мир.

Искусственный спутник Земли

Запуск первого спутника Земли и его полет получил ошеломляющий мировой резонанс. Вся мировая пресса и радио говорили об этом событии. За спутником следили не только специальные станции, но и тысячи радиолюбителей по всему миру. Радиосигналы со спутника принимали на расстояниях, достигавших 10-12 тыс. км.

Непрерывная работа передатчиков продолжалась в течение трех недель. 2 декабря 1957 года с орбиты сошел центральный блок ракеты, совершив 882 оборота вокруг Земли. Первый искусственный спутник Земли просуществовал в течение 92 суток, выполнив 1440 витков вокруг Земли. 4 января 1958 года в результате естественного торможения он вошел в плотные слои атмосферы и прекратил свое существование.

Значение запуска первого искусственного спутника Земли трудно переоценить. Несмотря на то, что он был простейшим, ученым удалось получить некоторые научные данные. Анализ полученных радиосигналов со спутника дал ученым возможность изучить верхние слои ионосферы, что до этого не представлялось возможным. Кроме того, были получены важные сведения об условиях работы аппаратуры спутника, проведена проверка всех расчетов, а также определена плотность верхних слоев атмосферы по торможению спутника при его сходе с орбиты.

Запуск первого в мире спутника стал началом новой эры политических, военных, технологических и научных разработок. Русское слово «спутник» вошло во многие языки мира.  Дата запуска «Спутника-1» является началом космической эры человечества, а в России ежегодно отмечается как памятный день Космических войск.

Источники: https://www.roscosmos.ru, https://ru.wikipedia.org, it-world.ru

Июнь 1883 года. Бензиновый двигатель с карбюратором

Карбюраторный двигатель — один из типов поршневых двигателей внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием и автономным зажиганием. В карбюраторном двигателе в цилиндры поступает готовая топливовоздушная смесь, приготавливаемая чаще всего в карбюраторе либо в газовоздушном смесителе.

Первый бензиновый карбюраторный двигатель был изобретен в 1883 году в России. Его конструктором стал инженер Огнеслав Стефанович Костович (1851-1916 гг.).

Бензиновый двигатель_Костович

Работа по созданию бензинового двигателя с карбюратором началась Костовичем в конце 70-х годов XIX века – изобретатель планировал применить его в дирижабле собственной конструкции. В августе 1879 года в Петербурге на заседании кружка первых русских энтузиастов воздухоплавания капитан Костович вместе с чертежами дирижабля продемонстрировал проект 80-сильного бензинового карбюраторного восьмицилиндрового двигателя внутреннего сгорания с водяным охлаждением, ставшего прародителем современных ДВС.

К 1883 году двигатель был построен, но его испытания и доводка продолжались до 1885 года. Двигатель имел электрическое зажигание, впускные и выпускные клапаны на каждом цилиндре, коленвал, маховик и дроссельные заслонки. Мощность составила 80 л.с. при массе в 240 кг., что превосходило по параметрам двигатель Даймлера и Майбаха, созданного годом позже. Но патент получили именно они, так как Костович слишком поздно подал заявку.

Костович впервые на ДВС применил электрическое зажигание и встречное движение поршней в оппозитно расположенных цилиндрах. Первая новация вскоре стала общей для всех ДВС, а вторую спустя сорок лет, в 1920 г., запатентовала знаменитая авиационная фирма Г. Юнкерса. По аналогичной схеме были сделаны многие дизельные моторы. Также впервые в качестве топлива предлагалось использовать бензин, до этого употребляемый в хозяйстве лишь домохозяйками и косметологами.

Сегодня бензиновые двигатели с карбюратором используют в автомобилях, катерах, автобусах, строительной и коммунальной технике и много, где еще. Без них сложно представить жизнь в современном мире.

Источники: https://techautoport.ru, https://blog.eldorado.ru, https://www.drive2.ru

Бензиновый двигатель

Май 1895 года. Радиоприемник

Радиоприемник - устройство с антенной, предназначенное для приёма радиосигналов или естественных радиоизлучений и преобразования их к виду, позволяющему использовать содержащуюся в них информацию. Первые практически работающие радиоприемники с антенной для связи и для контроля естественных помех были продемонстрированы Александром Поповым в 1895 году.

Александр Степанович Попов (1859-1906 гг.) - русский физик и электротехник, первый российский радиотехник, основатель радиотехнической научной школы, профессор, изобретатель в области радиосвязи. На протяжении многих лет проводил опыт по созданию радиосвязи, теоретически обосновывая ее существование в своих многочисленных трудах.

Радиоприемник_Попов

В 1890 году он изготовил приспособление, которое фиксировало грозу за множество километров от места природного явления. Это навело его на мысль, что можно передавать сигналы на большие расстояния без помощи проводов. Позже он разработал аппарат, к которому присоединил провод. Это перевернуло представление об электромагнитных колебаниях: провод стал первой в истории антенной. Еще через 6 лет он создал первую в мире схему радиоприемника.

Демонстрация работы радиоприемника состоялась в Петербургской университете: первое радиосообщение было передано на расстояние 250 м. 7 мая 1895 года Попов продемонстрировал радиоприемник на заседании Русского физико-химического общества. Теперь этот день отмечается как День радио.

Изобретение радио Александром Поповым стало огромным вкладом в развитие мировой науки и технологий. Это открытие позволило в конце XIX века оснастить российский флот передовыми на тот момент средствами коммуникации. Радиоприемники начали появляться в армии, а затем стали достоянием всех слоев населения. Благодаря Попову, а чуть позже вышли в массовое производство. Все люди на земле получили возможность оперативно узнавать новости, наслаждаться музыкой и слышать друг друга на расстоянии в тысячи километров.

Именно изобретение Попова предопределило дальнейшее направление развития телекоммуникаций. Современная космическая и морская навигация, телевидение, беспроводная связь, интернет, WI-Fi, Bluetooth обязаны своим существованием русскому ученому.

Источники: https://ru.wikipedia.org, https://www.osnmedia.ru

Радиоприемник

Апрель 1961 года. Полет человека в космос

12 апреля 1961 года - дата первого полёта человека в космос, известная всему миру. В этот день в 9 час. 07 мин. по московскому времени в нескольких десятках километров севернее посёлка Тюратам в Казахстане с космодрома Байконур состоялся запуск ракеты-носителя «Восток». Она вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток-1» с человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Продолжительность полёта составила 1 час 48 мин. Во время нахождения на орбите Гагарин поддерживал радиосвязь с Землей, вёл наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля.

После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР, в Саратовской области. Как и планировалось, на высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте вблизи спускаемого аппарата. Приземлился Юрий Гагарин в 10 час. 55 мин. по московскому времени.

Первый полёт человека в космос, безусловно, открыл новую эпоху — эпоху освоения человечеством ранее неизвестного и необъятного по своим масштабам космического пространства. Результатами этого полета можно считать следующие:

  1. Создание основ ряда новых направлений в науке и технике.
  2. Исследование возможностей, особенностей, ограничений техники и организма человека, получение новых знаний для подготовки и выполнения полётов в околоземном космическом пространстве с применением новой ракетно-космической техники.
  3. Разработка, создание, успешное испытание космических технологий и техники для пилотируемых полётов. Отработка и апробация методик отбора и подготовки космонавтов, их профессиональной деятельности в космических полётах, обеспечения безопасности и выживания в штатных и нештатных ситуациях.
  4. Доказательство, что человек может летать в космос, жить вне Земли в условиях воздействия невесомости, других факторов космических полётов и безопасно возвращаться на Землю. Важными последующими этапами были первый выход человека в открытый космос (А. А. Леонов, СССР, 18.03.1965), создание долговременных орбитальных станций.
  5. Создание основ пилотируемой космонавтики, развитие всей космической отрасли, формирование высоких требований и стандартов качества, надёжности и безопасности космической техники и деятельности. 
  6. Новое «очеловеченное» измерение и понимание Земли и космоса, окружающей среды как единого пространства «Земля + космос», новая картина мира, нашего желаемого и возможного будущего с приоритетом сохранения, сбережения людьми родной планеты.

Источники: https://health-quality.ru, https://www.vesvks.ru

Полет человека в космос