Постановления Правительства, регламентирующие маркировку обуви

Для чего нужна маркировка обуви

Маркировка позволит государству и потребителю по коду Data-Matrix проследить путь каждой пары обуви, предназначенной для реализации на территории страны, с момента изготовления или ввоза до момента продажи. Это поможет более эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защитить легальный бизнес и потребителей, а также повысить собираемость налогов.

Метка Data-Matrix
Считывание информации по QR-коду
Информация о паре обуви в приложении «Честный знак»

Какая обувь подлежит обязательной маркировке

Согласно Постановлению Правительства РФ № 860 от 5 июля 2019 года, маркировке подлежат обувные товары согласно кодам товарной номенклатуры:

  • ТН ВЭД ЕАЭС: 6401, 6402, 6403, 6404, 6405
  • ОКПД2: 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32, 32.30.12

Кто выдает коды маркировки, хранит данные и отслеживает путь (оборот) маркированной обуви

Оборот обуви в России отслеживает Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ), созданная Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) и воплощенная в цифровой платформе «Честный знак». Сервис позволяет регистрировать участников оборота обуви, фиксировать данные о каждой паре обуви, генерирует коды Data-Matrix, отслеживает все этапы перемещения обуви от производителя/импортера к потребителю.

Как маркируется обувь

Обувь маркируется с помощью двухмерного машиночитаемого штрих-кода Data-Matrix. В отличие от привычного штрих-кода в виде вертикальных полос код Data-Matrix более компактный, в виде квадрата, и содержит больше зашифрованной информации. Коды Data-Matrix называют еще «средствами идентификации» (далее — СИ). Они могут быть распечатаны на обычных принтерах, наклеены на упаковку, товарный ярлык или само изделие в виде стикеров или нанесены типографским методом.

О чем может рассказать маркировка

Прочесть информацию на средствах идентификации (СИ) можно с помощью обычного смартфона с установленным на него приложением «Честный знак». Вы получите информацию о том, кто является импортером или производителем данной продукции, из каких материалов изготовлено изделие, введено ли оно в оборот, кто является владельцем обуви на момент сканирования кода. Этой информации достаточно, чтобы быть уверенным, что продукция легальная и безопасная.

Организация процесса отслеживания оборота маркированной обуви

Участники процесса оборота маркированной обуви, подлежащей дальнейшей продаже:

  • производители обуви;
  • импортеры;
  • розничные и оптовые продавцы.

Внимание! Розничный покупатель или юридической лицо, приобретающие обувь для собственных нужд или работников своего предприятия, не являются участниками процесса оборота маркированной обуви.

Регистрация в системе «Честный знак» — необходимое требование для всех участников оборота маркированной продукции.

Оборот маркированной обуви при продаже юридическим лицам/ИП в магазинах «Восток-Сервис»

1. Участники оборота маркированной обуви регистрируются в системе «Честный знак», заказывают цифровой код маркировки и наносят его на обувь.

2. По нанесенному коду фиксируется весь путь, который проходит пара обуви от фабрики до покупателя, от ввода в оборот до выбытия из оборота.

3. При продаже покупатель должен уведомить продавца о необходимости / отсутствия необходимости вывести продукцию из оборота. Продукция выводится из оборота в случае если спецобувь используется для бесплатной выдачи вашего предприятия. Продукция не выводится из оборота, если предполагается ее дальнейшая перепродажа, в том числе подрядным организациям. Продукцию выводит из оборота последний в цепочке продавец.

Оборот маркированной обуви при продаже физическим лицам в магазинах «Восток-Сервис»


1. Участники оборота маркированной обуви регистрируются в системе «Честный знак», заказывают цифровой код маркировки и наносят его на обувь.

2. По нанесенному коду фиксируется весь путь, который проходит пара обуви от фабрики до покупателя, от ввода в оборот до выбытия из оборота.

3. При продаже код сканируется на кассе и в систему передаются сведения о выбытии продукции из оборота.

Возврат приобретенной обуви

Возврат обуви от покупателя к продавцу осуществляется:

  • физическим лицом (не участником оборота обуви) — в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей». Замена размеров обуви осуществляется так же через возврат покупки, независимо от сохранности и читаемости Data-Matrix;
  • юридическим лицом/ИП (не участником оборота обуви) — на основании возвратных документов;
  • юридическим лицом/ИП (участником оборота обуви) — через государственную систему маркировки (обратная продажа).

Юридическим лицам: ответы на часто встречающиеся вопросы о маркировке

Кто будет проверять продажу маркированной продукции в магазинах?

Исполнение распоряжения Правительства №792-р от 28.04.2018 осуществляют контрольно-надзорные органы (Роспотребнадзор, ФНС).

Будут ли учреждения, приобретающие обувь для своих нужд считаться участниками оборота?

Если обувь приобретается для собственных нужд, при ее покупке покупатель должен сообщить об этом продавцу, чтобы продавец вывел коды маркировки из оборота. В этом случае конечный потребитель не будет считаться участником оборота.

Нужно ли маркировать товар, если перемещение происходит внутри своей организации?

Отчетность о движении обуви в рамках одного ИНН не предусмотрена. Если вы перемещаете обувь между разными юрлицами в рамках одного холдинга, то маркировать обувь нужно.

Можно будет промаркировать контрафакт?

Будут проверки на предмет соответствия товара и его описания сертификату соответствия.

Можно ли один и тот же код маркировки нанести сразу и на пару, и на коробку для этой пары?

Нет, допустимо нанесение либо на пару, либо на коробку, либо на товарный ярлык.

Как быть при пересортице обуви? Например, другой цвет, размер?

Необходимо провести перемаркировку товара (заказ верных кодов маркировки на обувные товары).

Можно ли не маркировать каждую пару обуви, а иметь отдельную общую маркировку?

Каждая пара маркируется уникальным кодом. При продаже товара есть возможность объединить несколько индивидуальных кодов в один общий агрегированный код, что облегчит процесс отгрузки-приемки продукции.

Должен ли в УПД (универсальных передаточных документах) или накладных (ТОРГ-12) и счетах-фактурах присутствовать код маркировки?

В УПД по ЭДО (электронный документооборот) — да.

Можно ли перепродать обувь в своем магазине, если купили ее, как розничный покупатель и код маркировки был выведен из оборота продавцом?

Нет, нельзя.

Что значит «Подключиться к ЭДО»?

«Подключиться к ЭДО» означает подключить сервис, который обеспечивает онлайн-обмен электронными документами между организациями. Для этого нужно заключить договор с официальными оператором такого сервиса (понадобится КЭП). Для маркировки остатков подключаться к ЭДО не нужно, для приема товара от поставщиков через ЭДО — обязательно.

ЭДО нужен для удобства или обязателен?

В 2020-2021 году электронный документооборот обязателен при торговле маркированными товарами. Покупая их у поставщика, вы должны принять документы именно при помощи ЭДО: это требование закона.

Если вы не торгуете маркированными товарами, это для вас необязательно: с ЭДО вам просто будет удобнее работать - не придется отправлять документы по почте, ждать и стоять в очередях.

С какого момента коды маркировки начнут передаваться в ЭДО?

Коды маркировки должны будут передаваться в ЭДО с момента вступления в действие требований Постановлений об обязательной маркировке. Например, для обуви — с 1 июля 2020 года.

Сведения о выбытии нужно отправлять в течение 3-х дней, а сколько времени дается на то, чтобы принять и подтвердить товар?

Согласно Постановлению Правительства №860 от 05.07.19 г., при передаче (приемке) обувных товаров в рамках сделок с переходом права собственности, а также в рамках договоров комиссии или агентских договоров участник оборота, осуществляющий отгрузку (приемку), формирует уведомление о передаче (приемке) в форме универсального передаточного документа с указанием вида сделки, подписывает его усиленной электронной подписью и направляет в систему «Честный знак» в течение 3 рабочих дней со дня отгрузки, передачи или приемки, но не позднее дня передачи товаров третьим лицам.

Что делать, если средство идентификации повреждено при поставке продукции или хранении на складе?

Если код маркировки в процессе хранения или перевозки повреждён, то такой товар подлежит перемаркировке (вывод поврежденного кода и заведение нового).

Как оформлять возврат маркированных товаров поставщику?

На основании первичной документации вы подаете сведения о возвращаемом товаре в систему, после чего принимающей стороне необходимо принять товар.

Как промаркировать при возврате покупателем бывший в употреблении товар, который нужно возвращать поставщику?

Если при возврате товара код маркировки (КМ) не поврежден, то заново маркировать товар не нужно. В случае невозможности идентификации СИ, необходимо провести процесс повторной маркировки.

Как будет происходить списание брака?

Необходимо отправить в систему «Честный Знак» сообщение о выводе из оборота данной обуви с указанием причины списания.

Физическим лицам: что нужно знать, покупая обувь в магазине

1. Покупатель в магазине не является участником оборота спецодежды или обувной продукции. Поэтому продавец при продаже должен отсканировать СИ, передать информацию, содержащуюся на СИ, через онлайн-кассу единому оператору системы маркировки и прослеживаемости и отдать покупателю продукцию с уже «погашенным», выведенным из оборота кодом маркировки.

2. Если в течение 14 дней покупатель решит вернуть продукцию в магазин, то продавец обязан ее принять. При этом покупателю нужно постараться сохранить на изделии или упаковке штрих-код DATA-MATRIX, так как это позволит продавцу вернуть продукцию в оборот без особых проблем. Если штрих-код не сохранился, то продавцу будет крайне проблематично идентифицировать конкретную пару в общем обороте. По истечении 14 дней вернуть продукцию в магазин будет невозможно.

3. Если вы пришли в магазин, отсканировали с помощью смартфона СИ и увидели, что данный комплект одежды (или пара обуви) в это время должен находиться в другом городе или у другого продавца, или такого кода вообще не существует, то с высокой долей вероятности вы имеете дело с контрафактом. В этом случае вы можете с помощью специального приложения на смартфоне отправить информацию единому оператору системы маркировки и прослеживаемости, и в торговой точке будет проведена внеплановая проверка.

4. Если вы приобрели продукцию для себя или членов своей семьи во время отпуска или командировки за границей, то такие изделия маркировать не нужно. Вы без проблем пройдете по зеленому коридору таможенной зоны. То же касается образцов для выставок или демонстрации потенциальному клиенту. Но если вы решили выставить образец в торговом зале, то в этом случае ему уже потребуется маркировка СИ.

5. Если вы приобретаете спецобувь для работников предприятия, на котором работаете, необходимо уведомить об этом продавца. В этом случае он должен провести всю приобретаемую вами продукцию через кассовый аппарат, чтобы вывести СИ из оборота. Если покупка оптовая по безналичному расчету, вы должны уведомить продавца о том, что просите его «погасить» СИ за вас, так как в противном случае в системе отобразится, что за вашей организацией числится маркированная продукция легкой промышленности с «подвешенными», непогашенными СИ. Так как система маркировки предусматривает, что в течение трех дней продавец и покупатель обязаны отразить в системе маркировки движение маркированного товара, то вы автоматически становитесь нарушителем закона, что может привести к внеплановой проверке вашего предприятия.

6. Часто встает вопрос о том, как отразится маркировка на цене изделий. Формирование кода маркировки стоит 50 копеек без НДС за каждый код, поэтому на цене изделий наличие СИ существенным образом не скажется.

Система маркировки и прослеживаемости оборота продукции, запущенная государством несколько лет назад, показала свою эффективность, привела к снижению контрафакта, помогла увеличить собираемость налогов, а значит, будет набирать обороты.